RusWay
RusWay

Асфальтирование

Литой асфальтобетон относится к наиболее качественному покрытию дорог. Для асфальтирования в качестве исходных составляющих используется битум, щебень, чистый песок и минеральный порошок. Получаемый вязкий состав после затвердевания приобретает высокую прочность и достаточную пластичность. На нем со временем не появляются трещины. Укладкой асфальтобетона занимаются специализированные компании, ведущие данный процесс по специально разработанной особой технологии.

Особенности асфальтобетона

В основе литого бетона лежит битум, количество которого в смеси может достигать 10%. Вторым важным компонентом является минеральный порошок. В общем объеме раствора его содержание составляет примерно 20%.

При формировании смеси сначала эти составляющие подогреваются в специальном оборудовании, а затем смешиваются со щебнем, который по количеству занимает не менее половины всего будущего объема раствора. Обязательно условием является добавление песка. В результате после застывания конечный продукт приобретает качественные характеристики, обеспечивающие ему длительность эксплуатации.

Основным важным свойством полученного литого асфальтобетона является его гидронепроницаемость. Также в созданном искусственном полотне присутствуют водосливные воронки. Это позволяет устранять риск попадания влаги на элементы конструкции, выполняющие несущие функции. В этом заключается коренное отличие литого бетона от стандартного асфальта, в который постоянно проникает влага. В результате регулярных циклов замораживаний и отстаиваний покрытие быстро теряет свои качества. Если укладка совершается на территории моста или подземного перехода, то металлические опорные элементы быстро начинают покрываться коррозией. Экономия на строительных материалах приводит к необходимости вложения средств в ремонтные работы, поскольку именно влага является основным источником разрушений.

Толщина слоя укладки литого асфальтобетона должна составлять не менее 80 мм. Если это требование не будет выдержано, то в результате ударного воздействия колес автомобилей покрытие утрачивает герметичность и со временем требует капитального ремонта. Когда технология укладки литого бетона выдержана полностью, то на протяжении 9 лет эксплуатации покрытия его износ от воздействия покрышек проезжающих машин составит не больше 6 миллиметров.

Также на качественное выполнение работы указывает такой показатель как малошумность дороги. Обеспечивается это достаточным сцеплением резины автомобиля с покрытием, что приводит к плавности его движения по поверхности.

Технические характеристики

В зависимости от места укладки литого асфальта толщина слоя может быть выше 80 мм. Здесь следует придерживаться следующих условий:

  1. 90 мм — если раствор укладывается на железобетонную плиту пролетных строений.
  2. 110 мм — когда укладка ведется непосредственно на гидроизоляцию.
Часто на металлических пролетных строениях практикуется укладка двухслойного покрытия, когда оба пласта под действием температуры порядка 210° запекаются между собой, формируя единый монолит. Эта потребность связана с увеличенной гибкостью металла. В результате движения автомобилей на такой территории происходит вибрация. Если покрытие положено тонким слоем, то в местах наименьшей плотности могут появиться дефекты. Двухслойное покрытие устраняет этот недостаток, покрывая очаги возможных трещин вторым слоем.

Основными проблемными точками металлоконструкций являются их стыковочные швы. Эти места литой асфальтобетон должен перекрывать как минимум на 8 мм с полной герметизации стыка, чтобы туда не заходила влага. Проблема обычного асфальта заключается в том, что над металлическим слоем формируется зона низкого уплотнения, поскольку наезжающий каток из-за выступающего металла не может сформировать требуемое сжатие раствора. Со временем здесь формируются просадки, а также увеличивается шум при проезде автомобилей. Использование литого асфальтобетона полностью устраняет этот недостаток.

Достоинства и некоторые недостатки литого асфальтобетона

Преимущества литого асфальта заключается в следующем:

  1. Отсутствие пустот. Это приводит к замедлению процесса окисления битума и его старения.
  2. Высокая температура размягчения и малая хрупкость. Это обеспечивается присутствием битумного вяжущего вещества. В результате на поверхности даже в зимний период не формируются трещины.
  3. Возможность укладки в труднодоступных местах. Достигается это отсутствием необходимости использования катка. К таким местам относятся тротуарные зоны, места примыкания к барьерным ограждениям или металлическим конструкциям.
  4. Высокая износостойкость. Достигается это наличием присыпки, которая укладывается на поверхность в виде черного щебня.
Высокие качественные характеристики литого асфальта позволяют вести эксплуатацию покрытия до капитального ремонта на протяжении 30 лет.

Если посмотреть на недостатки литого асфальтобетона, то они носят незначительный характер:

  1. Более высокая стоимость покрытия. Это связано с дорогими компонентами, которые присутствует в растворе и дорогостоящая технология его замешивания.
  2. Малые сцепные качества застывшего раствора, что приводит к необходимости ведения поверхностной присыпки черным щебнем.
  3. Проведение работ по укладке литого бетона возможно только с использованием профессиональной техники.
  4. Высокая паропроницаемость. Это сопровождается возможностью вздутия слоев в процессе их укладки.
Однако существенные преимущества литого асфальта значительно перекрывают его небольшие недостатки.

Используемые для укладки типы смесей

Изготавливаемый раствор для литого асфальтобетона бывает нескольких типов:

  1. I тип. Порядка 55% фракции щебня составляет размер 5-15 мм. Обычно такой раствор используется для покрытия поверхности мостов.
  2. II тип. Используется щебень размером 20 мм. В основном такая смесь применяется для покрытия проезжих дорог.
  3. III тип. Размер щебня составляет пределы 5-40 мм. Такой материал также применяется для дорожного покрытия.
  4. IV тип. Здесь щебень по размеру составляет меньше 5 мм. Использование материала ведется для гидроизоляции кровли и стяжки полов.
  5. V тип. В материале фракция щебня представлена размером 5-20 мм. Такой асфальтобетон применяется в основном для ямочного ремонта.
Каждый тип смеси предназначен для определенного участка работы.

Применяемое оборудование

Укладка литого бетона совершается с помощью следующего оборудования:

  1. Кохеры. Представляют собой транспортные средства с бочкой, объем которой достигает от 500 до 12000 л. С помощью таких автомобилей ведется подвозка смеси к участку работы. Во время движения раствор перемешивается и автоматически поддерживается температура 230-260⁰.
  2. Гудронаторы. Это машина с бочкой, где присутствующая смесь подогревается до 85⁰. Данное оборудование предназначено для разлива раствора по дороге под определенным давлением, создаваемым компрессором. Отличительной особенностью техники является ее компьютерное управление.
  3. Асфальтоукладчики. С помощью данного оборудования ведется размещение асфальтобетона по территории дороги шириной до 9 м. Скорость движения машины составляет 3 м/мин. В качестве ходовой части используются колеса, сделанные из жаростойкой резины. На некоторых машинах устанавливаются резиновые гусеницы. Распределение смеси происходит с помощью шнекового механизма.
  4. Щебенераспределители. Оборудование может быть установлено сверху на машину или крепиться к ней сзади. Техника позволяет вести распределение щебня и одновременно обеспечивать его уплотнение. В результате формируется качественное покрытие. Работа проводится с малой скоростью, но на протяжении длительного времени. Обеспечивается это наличием большого объема бункера.
  5. Рециклеры. Оборудование представлено в виде бочки с расположенными внутри мешалками, где совершается замешивание раствора и ведется одновременный его подогрев. Такие агрегаты выполняются разных конструкций, каждая из которых имеет собственный вариант поддержания температуры.
  6. Автомобили-ремонтеры. Данные транспортные средства характеризуются своей универсальностью, поскольку одновременно могут совершать несколько видов работ. В бочке, установленной на машину, находится раствор, который постоянно перемешивается в процессе доставки его к объекту. Укладка смеси на дорогу осуществляется с помощью имеющегося компрессора.
Если работа по асфальтированию проводится на железнодорожном мосту, то еще используются такие транспортные средства как финишеры. Это агрегаты, позволяющие вести укладку и разравнивание смеси на дороге шириной 9 м.

Изготовление смеси

Смесь, изготавливаемая на заводах, формируется в следующей последовательности:

  1. Щебень и песок поступают по транспортиру в сушильный барабан, где они освобождаются от влаги.
  2. После сушки ведется их подогрев до требуемой температуры.
  3. Затем щебень с песком взвешиваются и направляются в смесительный барабан. Одновременно сюда добавляется минеральный порошок, который также предварительно походит просушку и прогрев.
  4. В смесь добавляется горячий битум, и все составляющие хорошо перемешиваются. Задача вяжущего вещества состоит в покрытии всех твердых компонентов раствора.
Готовая смесь помещается в кохер и отвозится на участок.

Процедура укладки

Укладкой литого асфальтобетона занимаются исключительно специализированные организации. Такая работа требует предварительной подготовки, которая включает в себя изучение территории и разработку проекта. После создания чертежей при наличии хорошей погоды начинается работа, состоящая из ряда этапов.

Транспортировка раствора

На участок, где должна проводиться укладка литого асфальта смесь доставляется с помощью кохеров. По мере перемещения техники раствор постоянной перемешивается и параллельно контролируется его температура. Это необходимо для того, чтобы не произошло расслоение материала и ухудшения его пластичности.

Допускается доставка раствора самосвалами, но только в случае транспортировки смесей II и III типов. Связано это с тем, что они более устойчивы, поэтому процесс расслоения у них происходит медленнее. Также применение такого транспорта допускается тогда, когда расстояние от места изготовления смеси до объекта незначительное.

Этап подготовки

Чтобы покрытие хорошо закрепилось, необходимо совершить подготовку основания. Для этого на поверхности должны отсутствовать перепады, которые устраняются с помощью фрезерования специальным оборудованием.

Затем подготовленное основание заливается битумной эмульсией, которая выполняет функцию грунтовки. Однако такая процедура требуется не всегда. В некоторых случаях при ремонте дороги внизу остается прежний слой литого асфальтобетона, который не требует никакой обработки.

Чтобы залитая смесь точно легла на поверхность, по бокам дороги устанавливается деревянная опалубка. Ее высота выполняется вровень с размером будущего слоя. Если для работы используется колесно-рельсовый укладчик, то опалубка не нужна, потому что ограждением служат установленные рельсы. Также опалубка не используется при работе со смесями II и III типов.

Укладка раствора на дорогу

Выгрузка смеси происходит с помощью асфальтоукладчика. Для этого сначала открывается в кохере заслонка, через которую с помощью вращающихся шнеков выливается раствор. Скорость укладки составляет от 1 до 3 м/мин, а толщина слоя может быть в интервале 3-7,5 см. Весь приготовленный раствор обязательно должен быть выработан, и сделать это требуется на протяжении одной смены. Если такое условие невыполнимо, то смесь обязательно должна быть извлечена из бункера. После окончания рабочего дня граница литого асфальта подпирается деревянным брусом. Перед возобновлением укладки ограждение снимается и застывший раствор разогревается. Только после этого можно продолжать дальнейшую заливку.

В зависимости от разновидности раствора иногда отсутствует необходимость его уплотнения. Это касается асфальтобетона типов I, IV и V. Необходимая плотность достигается за счет хорошей текучести материала. После его застывания она формируется автоматически. Трамбовка требуется только при укладке II и III типов смесей. Для этой цели используется автоукладчик, у которого присутствует вибротрамбовочный брус.

Недостатком уложенного литого асфальтобетона является его повышенная гладкость, что ухудшает контакт с покрышками автомобилей. Чтобы повысить у покрытия шероховатость, его поверхность покрывается черным щебнем. Это специально нагретый до 100⁰ материал, который доставляется в контейнерах самосвалами. Работа по его втапливанию происходит ручным или механизированным способом после понижения температуры асфальтобетона до 140-180°. Время на его застывание отводится порядка 3 часов. После этого дорога для движения транспорта открывается.

Асфальтирование мостов

Рабочий процесс асфальтирования мостов имеет некоторые особенности. Процедура состоит из ряда этапов:

  1. Специальное оборудование под названием финишер совершает накаточный путь по территории будущей дороги. Это необходимо для того, чтобы предотвратить возможное разрушение уложенной гидроизоляции.
  2. На заводе изготавливается раствор, загружается в кохер и доставляется к месту работы. Время погрузки приблизительно составляет 15-20 минут. В процессе транспортировки бочка оборудования все время вращается с целью перемешивания смеси.
  3. Финишер принимает рабочее положение. Одновременно уточняется температура привезенной смеси в кохере, которая не должна опуститься ниже 190-215⁰.
  4. Открывается люк кохера, смесь высыпается на подготовленное основание, а затем распределяется по всей ширине дороги финишером.
  5. На первом этапе формируется нижний слой литого асфальта, толщина которого составляет 50 мм. Все формирующиеся стыки между полосами сплавляются предварительным их подогревом газовой горелкой. В наиболее сложных местах проводится ручная укладка асфальтобетона.
  6. Вслед за нижним слоем проводится формирование верхнего пласта, размер которого составляет 40 миллиметров. Для этого нижнее основание сначала разогревается горелкой для лучшего сплавления полос.
  7. После укладки верхнего слоя ведется замер его температуры. Как только она достигнет порядка 110-120°, сверху насыпается черный щебень. Он необходим для того, чтобы обеспечить сцепление гладкой поверхности асфальтобетона с покрышками проезжающих автомобилей. В недоступных для финишера местах укладка смеси ведется вручную.
  8. На последнем этапе уложенное асфальтобетонное покрытие контролируется с помощью дорожной рейки трех метровой длины. Проверяются продольные и поперечные уклоны, а также плоскость проезжей части.
После окончания укладки дорожного полотна ведется работа с продольными швами между асфальтобетонным и цоколем барьерного ограждения. Устанавливается и защищается до блеска металл сливных воронок.

При асфальтировании мостов обязательным условием является установка деформационных швов, которые нарезаются в покрытии и проклеиваются малярным скотчем. Затем примыкание шва и литого асфальтобетона заливается битумной мастикой, разогретой до 160⁰. Для этого используется материал «Biguma Arctic Grade». Движение по дорожному мосту можно открывать через 12 часов.

Особенности ямочного ремонта

Если на поверхности литого асфальта появляются небольшие дефекты, то в целях экономии средств проводится ямочный ремонт без полного вскрытия полотна. Для работы используются следующие виды оборудования:

  1. Грунторезы. С их помощи проводится нарезание карт.
  2. Дорожные фрезы. Позволяют снять небольшой слой асфальтобетона.
  3. Компрессоры. Обеспечивают подачу сжатого воздуха.
  4. Отбойные молотки. Используются в условиях ограниченного пространства.
  5. Рециклеры. Агрегаты, в которых готовится смесь.
Порядок работы состоит в следующем:

  1. Место, где будет проводиться ремонт, очищается с помощью отбойного молотка.
  2. Весь освобожденный от грязи дефект обрабатывается горячим битумом.
  3. В яму заливается горячая смесь, а сверху засыпается черный щебень.
Покрытые асфальтобетоном трассы обладают высокой прочностью и эластичностью. Они способны выдерживать большую нагрузку от проезжающих автомобилей на протяжении длительного времени. Укладка полотна основывается на принятых стандартах, и ведется в соответствии с разработанными технологиями.