Работы по формированию литого асфальта проводятся специализированными компаниями. Данный процесс требует основательной подготовки. На предварительном этапе ведётся изучение участка и разработка
чертежей. После оформления всей документации можно приступать к работе.
Необходимым условием является наличие тёплой и сухой погоды. При этом температура воздуха не должна быть ниже -5⁰. Технология укладки литого асфальта состоит из нескольких
этапов.
Транспортировка смеси
Заложенная в специальные машины под названием кохеры асфальтобетонная смесь доставляется к месту работы. В процессе движения постоянно ведётся её перемешивание и осуществляется контроль над температурой раствора. Принудительное перемешивание является необходимым условием сохранения качества материала. В противном случае будет наблюдаться его расслоение, что приведёт к ухудшению пластичности литого асфальта.
Если доставка ведётся смесей II и III типов, то здесь допускается использование обычных самосвалов. Эти растворы являются более устойчивыми и меньше поддаются процессу расслоения. Использование такого транспорта разрешается в том случае, когда расстояние от места производства смеси до расположения объекта небольшое.
Подготовительный этап
Для обеспечения высокого качества окончательного покрытия должно быть тщательно подготовлено основание. Литая смесь укладывается на ровную поверхность. Если наблюдаются перепады по высоте, то они устраняются методом фрезерования или сглаживания лежащего снизу полотна дороги.
После выравнивания поверхность покрывается битумной эмульсией. Проведение такой грунтовки требуется не во всех случаях. Если снизу лежит устаревший слой литого асфальта, то в дополнительной обработке он не нуждается.
Перед заливкой смеси стороны дороги ограждаются опалубкой, которая выполняется из дерева. Она изготавливается по высоте будущего слоя. В некоторых случаях потребность в опалубке отсутствует. При использовании колёсно-рельсового укладчика функции опалубки выполняют установленные рельсы.
Если для работы используются смеси II и III типов, то здесь тоже в опалубке потребности нет. Работы проводятся с помощью асфальтоукладчика. Для этого применяется метод вибролитья.
Процесс укладки
С помощью асфальтоукладчика производится выгрузка горячей смеси. Сначала в оборудовании открывается заслонка, и под действием работающих шнеков раствор выливается на подготовленную поверхность. Обычно толщина слоя может составлять пределы 3-7,5 см.
Укладка совершается со скоростью 1-3 м/мин. Её величина зависит от запланированной толщины будущего слоя. Подготовленный раствор подлежит полной выработке. Его необходимо израсходовать до окончания смены. Если это сделать невозможно, то всю смесь требуется вынуть из бункера.
После временного завершения работы границу окончания литого асфальта необходимо отсечь деревянным брусом. При возобновлении укладки он снимается, и это место предварительно хорошо разогревается. Затем можно продолжать работу.
Необходимость уплотнения
Отличительной особенностью литого асфальта I, IV и V типов является отсутствие необходимости уплотнения. Плотность обеспечивается текучестью консистенции. Она набирается автоматически в процессе остывания раствора.
Что касается смесей II и III типов, то здесь трамбовка нужна. Осуществляется она автоукладчиком с помощью вибротрамбующего бруса.
Запрессовка черного щебня
Чтобы придать покрытию необходимую шероховатость для улучшения сцепления с покрышками автомобилей, сверху запрессовывается чёрный щебень. Он доставляется на объект самосвалами в специальных контейнерах, где поддерживается температура 100⁰.
Норма расхода составляет 10–15 кг/м
2. Работы проводятся после того, как температура литого асфальта понизится до 140-180°. Распределение и втапливание материала проходит механизированным или ручным способом. Через 3 часа после окончания процесса может начинаться движение транспорта.