RusWay
RusWay

Марки литого асфальта

Для формирования дорожного покрытия используются различные составы. На смену обычному асфальтобетону, представляющему собой горячую или холодную смесь, уплотняемую при укладке, приходит литой асфальт. Он изготавливается в форме достаточно вязкой жидкости, позволяющей сформировать слой без дополнительного уплотнения. Грамотно подобранный состав обеспечивает достаточную прочность и долговечность. Стоит разобраться, какие марки предлагает производитель, чтобы можно было сделать выбор с учетом условий последующей эксплуатации и места укладки.

Особенности

Литой асфальт имеет оптимальную вязкость при достаточно высокой температуре. Его укладка производится в жидком состоянии, что позволяет отказаться от дополнительного уплотнения. После охлаждения смесь самостоятельно получает достаточную эксплуатационную плотность. Это позволяет сократить сроки дорожного строительства и снизить расходы из-за отказа от использования специально дорожной техники. Такой результат достигается особой технологией изготовления и грамотным подбором состава.

В качестве вяжущего вещества в данном случае используется битум и минеральный порошок. Процентное содержание последнего может достигать 20-30%, а битума порядка 7,5-10%. За счет этого формируемое дорожное покрытие имеет полукаркасную структуру, что очень важно для его эксплуатационных характеристик.

Технология производства предполагает приготовление смеси при достаточно высокой температуре. Готовый литой асфальт доставляется к месту выполнения работ при постоянном перемешивании и подогреве. Укладка осуществляет специальными машинами.

Марки

Деление литого асфальта производится на типы в зависимости от максимального размера зерен и процентного содержания фракций диаметром более 5 мм. Выделяют:

  • I тип, у которого зерна минеральной части имеют наибольший размер 20 мм, а на фракции с частицами более 5 мм приходится 30-51% от общей массы;
  • II тип с максимальным размером зерен 15 мм при наибольшем процентном содержании 15-30% по весу;
  • III тип, не имеющий в составе частиц более 10 мм при процентном содержании зерен с диаметром 5 мм на уровне 0-15%.
Первый тип рекомендуется укладывать с толщиной 40-50 мм. Это подходящий вариант для формирования нового дорожного покрытия, выполнения ямочного или капитального ремонта проезжей части. Второй тип имеют аналогичную область использования плюс обустройство тротуаров. Рекомендуемая толщина в этом случае ограничивается 30-45 мм. Третий тип из-за небольшого размера частиц, воспринимающих эксплуатационную нагрузку, является самым мягким и наименее прочным. С его помощью облагораживают велосипедные дорожки и тротуары. При этом толщина укладываемого слоя всего 20-35 мм.

Преимущества литого асфальта

При наличии альтернативных вариантов многие делают выбор в пользу литого асфальта из-за:

  1. Уменьшение нагрузки на металлический пролет. Прочностные характеристики материала позволяют уменьшить толщину формируемого слоя до 80 мм против 110 мм в случае уплотняемых асфальтобетонов.
  2. Водонепроницаемости, обеспечиваемой минимальным уровнем водонасыщения, не превышающим 0,5%. Это делает сформированное покрытие устойчивым к антигололедным реагентам и солям, что наилучшим образом сказывается не только на долговечности, но и на безопасности дорожного движения на конкретном участке дороги.
  3. Формирования единого слоя, так как даже при укладке двухслойного асфальтобетона обеспечивается спеканием обоих слоев с гидроизоляцией. Это существенно снижает колебания металлических пролетов во время движения транспорта. Из-за недопустимости колебательных движение металлического пролета становится невозможной укладка дорожного покрытия с использованием уплотняющей техники. Именно по этой причине обычный асфальтобетон быстро разрушается, так как не удается в процессе укладки обеспечить однородную плотность.
  4. Отсутствия пустот, что значительно снижает скорость окисления и старения битума, входящего в состав литого асфальта.
  5. Снижения температуры хрупкости и повышения температуры размягчения из-за особого состава полимерно-битумного вяжущего. В результате в зимний период дорожное покрытие не растрескивается, а летом не наблюдается образование колеи.
  6. Возможности укладки в труднодоступных зонах и на неровное основание.
  7. Высокой трещиностойкости, позволяющей выдерживать продолжительное время знакопеременные нагрузки с высокой частотой и амплитудой.
  8. Высокой износостойкости, за счет грамотного подбора состава и использования в качестве посыпки высокопрочного черненого щебня, изнашиваемого в первую очередь.
  9. Продолжительного срока службы, достигающего тридцати лет.
Перечисленные преимущества делают литой асфальт востребованным при формировании тротуаров и дорожного полотна на проезжей части. Однако только в том случае, если марка была выбрана с учетом условий последующей эксплуатации.