RusWay
RusWay

Разновидности смеси для литого асфальта

Для формирования дорожного полотна и тротуарных дорожек достаточно часто используется литой асфальт. Этот строительный материал изготавливается по специальной технологии и укладывается в жидком состоянии. В процессе изготовления все компоненты тщательно перемешиваются в разогретом состоянии в смесители принудительного действия. Стоит разобраться, какие вещества используются для приготовления смеси для литого асфальта, чем они между собой отличаются, чтобы было проще сделать правильный выбор.

Основные компоненты

Состав литого асфальта прописан в нормативных документах. Согласно ГОСТ, для приготовления смеси используют:

  1. Битум. Актуальны марки БНД 40/90 и 40/60. Предпочтительными являются улучшенные сорта, в состав которых вводится некоторое количество полимеров. В качестве последнего чаще всего используется стирол-бутадиен-стирол, характеристики которого делают готовую смесь актуальной для формирования дорожек на мосту или высоко нагруженной трассе.
  2. Щебень. Должен использоваться материал, изготовленный из вулканических материалов и имеющий лещадность ниже 20%.
  3. Песок. Допустимо использование дробленной и природных компонентов. Для формирования верхнего слоя используют ограниченное количество.
  4. Минеральный порошок и модификаторы, количество которых зависит от места укладки и порядка эксплуатации формируемого покрытия. Количество вводимого минерального порошка удерживается на уровне 20-30%.
Грамотно подобранное соотношение компонентов позволяет получить жидкий материал, обладающий достаточной подвижностью. Это обеспечивает его равномерное распределение по подготовленному основанию без каких-либо усилий.

Типы смесей

По применяемому заполнителю смеси для литого асфальта делятся на:

  • ЛА16, у которого минеральный заполнитель 16,0 мм;
  • ЛА11 с максимальными частицами 11,2 мм;
  • ЛА8, у которого наибольшая частичка имеет размер 8,0 мм;
  • ЛА4 с наибольшим размером минерального заполнителя 4,0 мм.
По особенностям конструктивного слоя смеси подразделяют на виды:

  • Н, ориентированные на защитный слой гидроизоляции и нижний слой покрытия;
  • В с превосходной износостойкостью, используемые для устройства верхнего слоя.
Существует еще деление по условиям дорожного движения на Н, Т, Э. Последние ориентированы на эксплуатацию в тяжелых условиях.

Особенности формируемого покрытия

Разравнивание жидкой смеси осуществляется преимущественно с использованием специальной установки. Однако при небольшой площади и ограниченном доступе смесь может разравниваться вручную. После ее застывания формируется достаточно долговечное и прочное покрытие, выдерживающее самые жесткие условия эксплуатации. Оно:

  • водонепроницаемо;
  • имеет достаточно высокий уровень трещиностойкости;
  • экологично;
  • сохраняет геометрию под воздействием достаточно высокой температуры;
  • не боится попадания соли и иных реагентов, используемых для обработки дорожного покрытия в зимний период;
  • выдерживает динамические нагрузки, что делает актуальным использование смеси при благоустройстве моста;
  • может быть уложено при температуре до -10С;
  • долговечно и способно сохранять свои эксплуатационные свойства на протяжении 20-30 лет.
Перечисленные особенности характерны для литого асфальта, изготовленного с соблюдением нормативных требований. Если в процессе приготовления будет изменено соотношение компонентов или нарушена технология производства, параметры будут несколько отличаться.

Технология производства

Процесс приготовления смеси для литого асфальта заключается в подготовке компонентов согласно нормативных документов и их последовательное смешивание в нужной последовательности. При этом надо учитывать, укладка композиционного материала осуществляется в подогретом состоянии. Для доставки готовой смеси к месту выполнения работ используется специальный транспорт. Производство литого асфальта осуществляется в следующей последовательности:

  • в сушильный барабан загружают минеральные компоненты, которые нагреваются до нужной температуры и высушиваются;
  • высушенный компонент отправляется в сортировочное устройство, позволяющее отделить щебень от песка;
  • песок и щебень отправляются каждый в свой дозатор, в которых отмеряется нужное количество каждого компонента;
  • нужное количество песка и щебня поступает в смеситель принудительного действия, где тщательно перемешиваются;
  • с помощью собственного устройства битум нагревается до достаточной температуры, а затем установленное нормативными документами количество отправляется в смеситель;
  • добавляются остальные вещества, и все тщательно перемешивается.
Готовый литой асфальт загружается в спецтранспорт, обеспечивающий его перемешивание в процессе транспортировки и подогрев до нужной температуры. Количество входящих в состав компонентов регламентировано требованиями ГОСТ, а потому на каждую партию обязательно подготавливается сертификат соответствия, подтверждающий ее качество и соответствие нормативным требованиям.