RusWay
RusWay

Технология ямочного ремонта дорог с помощью литого асфальта

Литой асфальт является материалом, с помощью которого можно качественнее всего устранить образовавшиеся дефекты на проезжей части дороги. Это обеспечивается высокой текучестью раствора, что позволяет ему заполнять все полости, не оставляя воздушных карманов. После окончания работы выравнивание залитой поверхности происходит вручную. Это существенно снижает затраты, поскольку отсутствует необходимость использования дорогостоящих катков.

Используемый материал


В состав литого асфальта входят компоненты: щебень, песок и минеральный порошок. Их связь обеспечивается с помощью вяжущего элемента битума. В специальном оборудовании все составляющие перемешиваются и разогреваются до температуры +220⁰. В результате образуется вязкая текучая пластичная масса. После ее застывания формируется монолитное покрытие высокой твердости. Потом прочность постоянно увеличивается в процессе уменьшения температуры раствора.

Преимущества использования такого материала заключаются в следующем:

  1. Высокая водонепроницаемость. Кроме того, материал устойчив к солям и другим реагентам.
  2. Отсутствие пустот. Они не формируются в процессе застывания раствора и на протяжении эксплуатационного периода.
  3. Устойчивость к температурным перепадам. Материал хорошо переносит морозную погоду и не размягчается в разгар жары.
  4. Уложенное прикрытие обладает хорошими буферными способностями, что снижает динамические нагрузки на поверхность дороги во время проезда в этих местах тяжелых автомобилей.
Перечисленные свойства дают возможность вести ямочный ремонт в условиях пониженных температур.

Необходимое оборудование

Ямочный ремонт начинается с обработки дефектов дороги и последующей заливки углублений горячей смесью. Для этого используются следующие виды оборудования:

  1. Грунторезы. Такие агрегаты бывают двух типов: цепные и дисковые. Оба вида используются для нарезания карт. Это навесная техника, которая устанавливается на бульдозер или трактор. С ее помощью прорезается слой покрытия в глубину на необходимую величину.
  2. Дорожные фрезы. Дают возможность снять определенной толщины слой старого асфальта, не повреждая расположенного глубже покрытия. Устройства используются для работы на небольшую глубину. Эта величина составляет от 5 до 20 см.
  3. Компрессоры. Ямочный ремонт не может обойтись без источника сжатого воздуха. Компрессоры необходимы для работы отбойных молотков и очищения нарезанных карт.
  4. Отбойные молотки. Такое оборудование используется в условиях ограниченного пространства, когда нет возможности задействовать тяжелую технику. Чаще всего оно применяется для расширения небольших трещин дорожного покрытия.
  5. Рециклеры. Это агрегаты, в которых происходит непосредственно формирование рабочей смеси и доведение ее до рабочего состояния.
Используемая техника довольно сложная, и работать на ней должен только квалифицированный персонал.

Технология укладки

Ямочный ремонт проводится с целью восстановления поврежденных участков дороги без вскрытия полностью всего покрытия. Осуществляется он поэтапно в следующем порядке:

  1. Нарезка карт.
  2. Подготовка смеси.
  3. Укладка асфальтобетона.
В некоторых случаях готовая смесь доставляется кохерами, которые представляют собой специальные строительные термос-миксеры. Это существенно облегчает процесс, но не всегда такая возможность существует. Во время проведения ямочного ремонта нет необходимости в большом количестве раствора. Вести небольшой объем горячего материала нецелесообразно, поэтому он чаще готовится непосредственно на месте в нужных размерах.

Нарезка карт

Участок, который подлежит ремонту, требуется подготовить. В данном случае эта процедура носит стандартный характер. Работа ведется в том же порядке, как если бы заливка ям происходила простым асфальтом. В зависимости от размера поврежденных участков, может использоваться тяжелая техника или простое оборудование. Основным условием является устранение старого полотна и четкое формирование вертикальных краев.

При этом во время нарезки карт для литого асфальта существует и ряд особенностей, которые выражаются в следующем:

  1. Размер ям не должен быть свыше 3 м2. Причина лежит в повышенной гладкости затвердевшего литого асфальта, за счет чего значительно увеличивается тормозной путь автомобиля. Опасность возрастает, если на такой участок попадает только одно колесо транспортного средства. В результате машину может развернуть.
  2. Ремонт дефектов с помощью литого асфальта нежелательно делать в местах поворота дороги. Если в этом присутствует большая необходимость, то горячий раствор следует сверху посыпать мелким щебнем.
  3. Горячая смесь обладает способностью сцепляться с влажной поверхностью, поэтому высушивать яму полностью нет смысла. При этом не допускается присутствие большого количества воды, в противном случае пузырьки пара повлияют на внутреннюю структуру застывшего раствора.
Нарезку и очистку карт лучше проводить в момент разогрева раствора, что исключает вероятность простоя работы.

Подготовка смеси


Необходимая для заливки в ямы смесь готовится в специальном оборудовании, которое называется рециклером. Эта установка с помощью прицепного устройства буксируется к месту работы трактором. Процедура замешивания смеси состоит из этапов:

  1. Барабан поворачивается так, чтобы загрузочный люк занял верхнее положение.
  2. Лопатой в емкость загружается заранее приготовленный асфальт и битум.
  3. Люк герметично закрывается и включается форсунка для подогрева. Барабан начинает равномерное движение в обе стороны. При этом ведется контроль температуры содержимого материала.
  4. Горелка выключается тогда, когда смеси обеспечится требуемый нагрев.
На последнем этапе рециклер доставляется к подготовленной яме, и барабан прокручивается люком вниз. Содержимое емкости по лотку поступает к месту укладки. Устранив дефект, люк закрывается, и барабан продолжает свое вращение. Если есть необходимость, снова включается горелка с целью поднятия температуры смеси. После этого оборудование перемещается к очередной яме, и процесс повторяется в той же последовательности.

Процедура укладки

С учетом того, что разогретая смесь литого асфальта хорошо сцепляется с покрытием, дно ямы не требуется грунтовать. Это значительно упрощает процедуру укладки. Доведенная до необходимой температуры рабочая смесь заливается в подготовленную яму. Для этого в оборудовании встроены специальные лотки, по которым она перемещается в необходимом количестве.

Особое внимание следует уделить выравниванию поверхности. Сначала это делается с помощью лопат, а потом в ход идут специальные гладилки. Здесь следует учесть один важный момент. За счет высокой пластичности раствора он расплывается и в застывшем состоянии формирует горизонтальную поверхность. С учетом того, что дорога имеет уклон, в этом месте может скапливаться вода. Обычно мастера знают о таком свойстве литого асфальта и заранее выводят нужный уровень поверхности.

Особенности ремонта небольших выбоин


В некоторых случаях на поверхности дороги образуются небольшие выбоины или трещины. Если их оставить без внимания, то со временем они разрастаются и создают помехи для перемещения транспорта. Простая заливка образовавшихся дефектов асфальтом или щебнем не приведет к нужному результату, поскольку со временем они разрастутся вновь. Такие выбоины нужно ремонтировать по разработанной технологии, которая состоит в следующем:

  1. Образовавшаяся трещина расширяется лопатой или отбойным молотком.
  2. Из нее вынимаются мелкие куски асфальта и весь мусор.
  3. Сжатым воздухом выдувается вся скопившаяся там пыль. Такая процедура очистки должна проводиться качественно, чтобы обеспечить надежность сцепления литого асфальта со старым покрытием.
После окончания очистки измеряются параметры освободившегося отверстия для определения объема раствора, который потребуется изготовить. В целях экономии асфальтовой смеси на дно выбоины прокладывается штанга, которая выполняет усиливающую функцию. Занимая место в трещине, она уменьшает ее объем, что способствует экономии используемого литого асфальта.

Дефекты, которые образуются на проезжей части дороги, подлежат устранению. Если этого не сделать, они быстро увеличатся в размере и создадут серьезные препятствия движущемуся транспорту. Такую работу следует проводить качественно, иначе ямы образуются вновь. Лучше всего заливку вести литым асфальтом. Этот материал не только обладает хорошими характеристиками, но и обеспечивает надежное сцепление с базовым покрытием. В результате ремонтный участок пути служит такой же период, как и все полотно.