RusWay
RusWay

Выбираем литой асфальт

Литой асфальт относится к наиболее качественному дорожному покрытию, способному сохранять свои свойства на протяжении длительного времени. В первую очередь это относится к его прочности и пластичности, что обеспечивается наличием вяжущего вещества битума. В отличие от простого асфальта в смеси используются каменные составляющие только высокого класса. Недопустимо применение песка, в котором присутствуют частицы грязи. С учетом размера зерен, количества битума и добавок материал имеет множество разновидностей. Выбор нужного типа раствора определяется требованиями, предъявляемыми к данному участку работы.

Используемые составляющие

Кроме битума и минерального порошка, необходимого для обволакивания каменных гранул, а также заполнения пор, в растворе присутствует щебень, при выборе которого учитываются такие показатели как истираемость, дробимость и морозостойкость.

К зернам щебня предъявляются требования по форме. В наиболее качественном растворе они должны иметь вид куба или тетраэдра с острыми гранями. При этом лещадность и игловатость допускается не более 15% в общем количестве массы. Присутствие глинистых и пылевидных составляющих не должно составлять более 1% от общего объема.

Используемый песок может быть природного происхождения или изготовленный искусственным путем. В последнем случае его получение ведется дроблением каменных горных пород.

Обязательным условием является наличие минерального порошка, который усиливает свойства битума, и дает возможность уменьшить количество его содержания. Получается такая составляющая из известняковых или доломитовых пород.

В процессе транспортировки смеси к месту работы в ней может начаться процесс расслаивания. Поскольку укладка покрытия ведется на дорогах, к которым предъявляются высокие требования, перевозка осуществляется в специальном оборудовании под названием кохер. Установленная на нем бочка-термос постоянно подогревается и вращается. В результате смесь не теряет своих свойств.

Типы смесей

С учетом вида выполняемых работ изготавливаемые смеси литого асфальта разделяются на 5 типов:

  1. I тип. В растворе размер щебня диаметром больше 5 мм содержится до 15%. При этом более крупные составляющие не могут превышать 45-55 %. Изготавливается раствор в специальной установке и транспортируется до места работы в кохере. Процедура укладки ведется с помощью специального оборудования или вручную. Данный тип материала хорошо выполняет свои функции на мостах или паркингах.
  2. II тип. Здесь максимальный размер фракции составляет предел 20 мм. Материал может быть задействован для монтажа загородных трасс. Кроме того, он подходит для полос аэродромов и эстакад. Особенностью смеси является укладка. Рабочий процесс осуществляется с помощью виброуплотнения. Отсюда покрытие еще называется вибролитое.
  3. III тип. Максимально допустимый диаметр размера добавленного щебня 40 мм. При этом фракции от 5 мм и выше составляют порядка 45-65 %. Транспортировка смеси допускается в самосвалах. Растворы используются для укладки дорог, где присутствует повышенная нагрузка из-за большого потока машин. Изготовление раствора проводится стандартным способом.
  4. IV тип. Используемые зерна не превышают 5 мм. Изготавливаемый раствор в основном используется для обустройства помещений, формирования полов внутри зданий, покрытия крыш, где необходима прокладка гидроизоляции.
  5. V тип. Здесь предельная величина каменной фракции составляет 20 мм, а зерна выше 5 мм присутствуют в пределах 35-50 %. К пятому типу раствора не предъявляется достаточно высоких требований. Свойства смеси должны быть ограничены качественными характеристиками ремонтируемого покрытия. В основном здесь имеется в виду ямочный ремонт.
При выборе типа материала в первую очередь нужно ориентироваться на требования, предъявляемые к монтажу конкретного участка дороги, чтобы в максимальной степени использовать преимущества литого асфальта.

Классификация по вяжущим качествам

Другая классификация литого асфальта проводится с учетом его вяжущих свойств:

  1. Стандартный. Связующим звеном является немодифицированный битум. Материал выделяется хорошей теплоустойчивостью.
  2. Сероасфальтобетон. Кроме битума в растворе присутствует сера, что позволяет вести уменьшенный подогрев смеси.
  3. Полимерасфальтобетон. Здесь связующим звеном является полимерно-битумный материал.
  4. Резиноасфальтобетон. Присутствие в растворе резиновой крошки существенно увеличивает долговечность покрытия и снижает расход щебня.
Выбор варианта литого асфальтобетона зависит от вида выполняемой работы. На ответственных участках укладываются наиболее качественные типы смесей. В тех местах, где присутствует невысокая динамическая нагрузка, растворам предъявляются пониженные требования.