Литой асфальт относится к наиболее качественному дорожному покрытию, способному сохранять свои свойства на протяжении длительного времени. В первую очередь это относится к его прочности и пластичности, что обеспечивается наличием вяжущего вещества битума. В отличие от простого асфальта в смеси используются каменные составляющие только высокого класса. Недопустимо применение песка, в котором присутствуют частицы грязи. С учетом размера зерен, количества битума и добавок материал имеет множество разновидностей. Выбор нужного типа раствора определяется требованиями, предъявляемыми к данному участку работы.
Используемые составляющие Кроме битума и минерального порошка, необходимого для обволакивания каменных гранул, а также заполнения пор, в растворе присутствует щебень, при выборе которого учитываются такие показатели как истираемость, дробимость и морозостойкость.
К зернам щебня предъявляются требования по форме. В наиболее качественном растворе они должны иметь вид куба или тетраэдра с острыми гранями. При этом лещадность и игловатость допускается не более 15% в общем количестве массы. Присутствие глинистых и пылевидных составляющих не должно составлять более 1% от общего объема.
Используемый песок может быть природного происхождения или изготовленный искусственным путем. В последнем случае его получение ведется дроблением каменных горных пород.
Обязательным условием является наличие минерального порошка, который усиливает свойства битума, и дает возможность уменьшить количество его содержания. Получается такая составляющая из известняковых или доломитовых пород.
В процессе транспортировки смеси к месту работы в ней может начаться процесс расслаивания. Поскольку укладка покрытия ведется на дорогах, к которым предъявляются высокие требования, перевозка осуществляется в специальном оборудовании под названием кохер. Установленная на нем бочка-термос постоянно подогревается и вращается. В результате смесь не теряет своих свойств.
Типы смесей С учетом вида выполняемых работ изготавливаемые смеси литого асфальта разделяются на 5 типов:
- I тип. В растворе размер щебня диаметром больше 5 мм содержится до 15%. При этом более крупные составляющие не могут превышать 45-55 %. Изготавливается раствор в специальной установке и транспортируется до места работы в кохере. Процедура укладки ведется с помощью специального оборудования или вручную. Данный тип материала хорошо выполняет свои функции на мостах или паркингах.
- II тип. Здесь максимальный размер фракции составляет предел 20 мм. Материал может быть задействован для монтажа загородных трасс. Кроме того, он подходит для полос аэродромов и эстакад. Особенностью смеси является укладка. Рабочий процесс осуществляется с помощью виброуплотнения. Отсюда покрытие еще называется вибролитое.
- III тип. Максимально допустимый диаметр размера добавленного щебня 40 мм. При этом фракции от 5 мм и выше составляют порядка 45-65 %. Транспортировка смеси допускается в самосвалах. Растворы используются для укладки дорог, где присутствует повышенная нагрузка из-за большого потока машин. Изготовление раствора проводится стандартным способом.
- IV тип. Используемые зерна не превышают 5 мм. Изготавливаемый раствор в основном используется для обустройства помещений, формирования полов внутри зданий, покрытия крыш, где необходима прокладка гидроизоляции.
- V тип. Здесь предельная величина каменной фракции составляет 20 мм, а зерна выше 5 мм присутствуют в пределах 35-50 %. К пятому типу раствора не предъявляется достаточно высоких требований. Свойства смеси должны быть ограничены качественными характеристиками ремонтируемого покрытия. В основном здесь имеется в виду ямочный ремонт.
При выборе типа материала в первую очередь нужно ориентироваться на требования, предъявляемые к монтажу конкретного участка дороги, чтобы в максимальной степени использовать
преимущества литого асфальта.
Классификация по вяжущим качествам Другая классификация литого асфальта проводится с учетом его вяжущих свойств:
- Стандартный. Связующим звеном является немодифицированный битум. Материал выделяется хорошей теплоустойчивостью.
- Сероасфальтобетон. Кроме битума в растворе присутствует сера, что позволяет вести уменьшенный подогрев смеси.
- Полимерасфальтобетон. Здесь связующим звеном является полимерно-битумный материал.
- Резиноасфальтобетон. Присутствие в растворе резиновой крошки существенно увеличивает долговечность покрытия и снижает расход щебня.
Выбор варианта
литого асфальтобетона зависит от вида выполняемой работы. На ответственных участках укладываются наиболее качественные типы смесей. В тех местах, где присутствует невысокая динамическая нагрузка, растворам предъявляются пониженные требования.